17.01.2012

Караваджо

            На прошлой неделе была на выставке картин Караваджо в Пушкинском музее. Я вообще не особый поклонник подобной живописи, меня больше привлекает сюр и что-то более загадочное, где можно включить полет собственной фантазии. Реализм мне не близок. Но, так как на выставку Дали я не попала из-за бесконечной очереди, решила, что приобщаться к искусству все же нужно и полезно для саморазвития, а посему пошла изучать картины Караваджо. Безусловно, я ничуть не умоляю талант этого гениального художника, напротив, хочу сказать, что это несомненно гениальный живописец.

           Микеланджело де Караваджо родился в 1753 году в семье архитектора Фермо Меризи, который умер, едва сыну исполнилось 5 лет. После смерти отца мальчик учился в Милане, а затем переехал в Рим. Первое время работал под покровительством художника Чезари Д'Арпино, выполняя на картинах изображения цветов и фруктов. Позднее именно Микеланджело откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Затем талант Караваджо замечает кардинал дель Монте и приглашает его в свой дворец на должность домашнего художника. Караваджо обладал очень вспыльчивым нравом. У него не раз случались стычки с полицией, но покровители защищали его. Однако в 1606 году после ссоры во время игры в мяч, в которой участвовало несколько человек, был убит Рануччио Томмазони, и Караваджо был вынесен смертный приговор. Он тайно был вывезен друзьями в Неаполь, а затем перебрался на Мальту, где писал картины для церквей по заказу местных рыцарей. В 1608 году Микеланджело сам становится рыцарем Мальтийского ордена. Однако немногим позднее он повздорил с одним из рыцарей и ранил его. Каравджо исключили из ордена, и ему пришлось бежать на Сицилию. Он скитался по городам Сицилии, но, узнав, что раненый рыцарь подослал ему убийц, сбежал в Неаполь и был постоянно настороже. Однако в один прекрасный ужасный день, отправившись в местный клуб (то же мне тусовщик!) бар, на него напали и изуродовали ему лицо ножами. В 1610 году, узнав, что он может быть прощен и смертная казнь может быть отменена под покровительством папы, Каравджо направился в Рим. Во время шторма корабль Караваджо причалил к пристани, и художника ошибочно приняли за бандита и арестовали. За большую взятку его отпустили, но корабль уже тю-тю уплыл! Микеладжело отправился пешком, но по дороге скончался при невыясненных обстоятельствах. Кто-то поговаривает, что его сломила лихорадка.
            Все творчество Караваджо соответствовало его драматической жизни, полной приключений. Уже в первых своих работах он выступает как смелый новатор и один из первых применяет манеру письма, построенную на противопоставлении света и тени. Главным объектом изображений на ранних работах Караваджо является герой из толпы, обыкновенный уличный мальчишка, предстающий в разных образах (то торговца, то музыканта, то простодушного щеголя). В период творческой зрелости Караваджо изображает на своих полотнах религиозные мотивы. Трактовки библейских сюжетов в живописи занимают основной период его творчества. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество ведущих мастеров ХVII века.
             Я бы хотела еще немного рассказать о тех картинах, которые я видела в Пушкинском. Поиграю в экскурсовода :) просвещайтесь :)

"Мальчик с корзиной фруктов" (ок. 1593 г.)
Одна из первых работ Караваджо. На картине изображен достаточно чувственный юноша. По некоторым данным это может быть автопротрет, ведь ранние свои произведения Караваджо часто писал, глядя в зеркало. Меня всегда поражало, как можно изобразить портрет так реалистично, что кажется, вот-вот он сойдет с холста и заговорит с тобой, а натюрморт и вовсе так аппетитно, что хочется съесть все фрукты разом. Картина "Мальчик с корзиной фруктов" - определенно "живая". Есть версия, что фрукты, изображенные на картине, олицетворяют весну. Несомненно, это одна из лучших работ автора. "Лейтмотивом произведения стала тема радости жизни и наслаждения великолепием материальной природы всего сущего, словно заново открытой художником: человеческой плотью и прекрасными плодами земли в окуржающей их реальной световой и воздушной среде. Осязаемость фигуры и точность живописной передачи фруктов на переднем плане лишь подчеркивают утонченность созданного мастером образа".

"Спящий Амур" (1608 г.)

Для меня это любимая картина из всей выставки. Возможно, просто в тему пришлась. Как поясняется, на полотне изображен спящий Амур, который то ли прилег и задремал, то ли отчаялся пускать свои стрелы, но глубинный смысл картины, по мнению экспертов, заключается в ничтожестве плоти против силы любви. Ведь Амур на картине далеко не красавец. Для меня же, глядя на это художественное произведение, возник вопрос "что ж ты спишь, Амур, и не пускаешь свои стрелы?" Именно это ощущение того, что любовь дремлет, зацепило меня в этой картине.

"Св. Иоанн Креститель" (две картины, 1602 и 1604 гг.)
Картина написана в энергичной сдержанной манере с использованием бокового освещения. Вообще техники многих работ мастера впоследствии будут применены в искусстве фотографии. Обнаженное тело святого написано мягко, а тени так окружают фигуру, что она будто выступает из полотна. Лицо мальчика погружено в тень, глаза скрыты падающими непокорными волосами. "Мы не видим, а лишь ощущаем его взгляд, он словно прячется, скрывая мучительную, задумчивую печаль - печаль Предтечи, размышляющего в ожидании воплощенного Слова".
Главная тема данной картины - образ Жертвы Христовой и Искупления. Креститель, преисполненный радости бытия, обнимает овна - традиционно жертвенное животное. "Это глубокое обобщение размышлений художника о личности Христа, воскрешенного в памяти посредством его ближайшего предшественника - Иоанна Крестителя"










"Трапеза в Эммаусе" (1600-е)
Согласно Евангелию в первый раз воскресший Иисус явился двум ученикам, шедшим в Эммаус, но ученики не узнали Его. Есть версия. что воскресший Иисус явился этим двоим в измененном облике. Иисус на картине изображен в тот самый момент, когда ученики узнают его в преломлении хлеба. Лица и жесты учеников выдают крайнюю степень удивления и эмоционального возбуждения. Хозяева, слегка ошарашенные столь сильным накалом страстей, с интересом наблюдают за разыгравшейся сценой. За счет мощных контрастов света и тени и выразительной простоты жестов на полотне создается эмоциональное напряжение, острота чувств. Апостолы на картине выглядят как совершенно простые, обыкновенные люди.

"Обращение Савла" (1600-е)
Это одна из картин, написанных Караваджо для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Савл, яростный гонитель христиан, отправился в Дамаск, предварительно выпросив у первосвященника бумагу, разрешающую ему арестовывать всех без исключения последователей учения Иисуса Христа и приводить их в Иерусалим. Когда Савл уже подходил к Дамаску, его ослепил сильный свет с неба. Он упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл. зачем ты меня преследуешь?" - "Кто ты, Господи?" - спросил Савл. - "Я Иисус, которого ты преследуешь. трудно тебе идти против рожна". - "Господи! что повелишь мне делать?" - в трепете и ужасе вскричал Савл. - "Вставай и иди в город. Там тебе скажут, что ты должен делать". Савл поднялся и открыл глаза, но оказалось, что он ничего не видит. Его за руку привели в Дамаск. через некоторое время Иисус явился в видении одному из учеников и велел идти в дом, где остановился Савл, положить ему руки на глаза и восстановить его зрение. Ученик пошел к Савлу и сделал. как повелел ему Господь. В ту же минуту Савл прозрел. После этого он был крещен и начал проповедовать христианство.
Думаю, что многие библейские сюжеты применимы и к нашей современной жизни. Картина заставила задуматься над тем, как же слепы иногда бывают люди, не видят самого главного в жизни. Бог часто показывает нам верный путь, и если мы ему последуем, нас ждет великое прозрение.
Событие на картине показано художником с трагической выразительностью. Массивная лошадь, под копыта которой упал Савл, занимает почти всю верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла. от этого еще острее чувствуется его беспомощность.

"Поклонение пастухов" (1609 г.)

Тщательно изучив это произведение, специалист по творчеству Росселла Водрет высказала предположение, что художник, вероятно, написал в образе четырех пастухов самого себя. только в разном возрасте. "Присутствие автопортрета в каждой картине стало для Караваджо своеобразным отличительным знаком", - отметила она. "Поклонение пастухов" было написано по заказу сената города Мессины на Сицилии для церкви Санта Мария деи Анджели. За эту работу Караваджо получил 1000 скудо - это был самый крупный гонорар в жизни художника.

"Погребение Христа" (1606 г.)
На картине мы видим состарившуюся мать Христа, обращенную грешницу Марию Магдалину, Марию Клеопову, "любимого ученика" Иоанна и Никодима. Караваджо добавляет элемент, несущий в картине большую эмоциональную нагрузку, - колоссальную каменную плиту, на которой стоят герои. многие критики увидели в этой плите "краеугольный камень" Нового Завета, камень, на котором была основана церковь.

"Мученичество Св. Урсулы" (1910 г.)
Полотно повествует о мученической смерти одиннадцати дев во времена гонений на христиан около 300 года н.э. на картине представлен момент, когда облаченный в доспехи предводитель гуннов только что выпустил стрелу из своего монгольского лука, подчеркивающего его восточное происхождение. Одинокая, бледная девушка со склоненной головой, с руками, прижатыми к ране, испускает дыхание. Девушка на картине изображена такой белой, что мужчина, смотревший выставку и стоявший около меня, воскликнул :"Боже. какая бледная! Будто все вытекло из нее уже.." Действительно, бледность девушки шокирует и тем чувственней становится картина.. на первый план выходит трагическое осознание неразрывной связи, существующей между победителями и побежденными, палачами и их жертвами, которых объединяет страдание и безнадежность будущего. Одиночество человека в момент смерти и осознание ее неотвратимости и неизбежности, заставляют содрогнуться от сущности бытия.. Думаю, неспроста именно эта картина была последней работой великого мастера.


Художник умер в возрасте 39 лет, но даже за такую недолгую жизнь он успел сделать столько, сколько не каждый может достичь даже к 80 годам... Он оставил богатейшее художественное наследие и провел яркую и динамичную жизнь. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий